Qbik-club
Дата публикации:15.03.21 11:18;Автор:Александра Сиднева;Теги:, ;

Семнадцать мгновений весны

«Семнадцать мгновений весны» — ещё один легендарный шедевр времён СССР, который уже давно разошёлся на цитаты. Сегодня мы расскажем вам о секретах и закулисных тайнах этого фильма...

Семнадцать мгновений весны

11 августа 1973 года фильм «Семнадцать мгновений весны» впервые показали по Центральному телевидению СССР и надо признать, что эта кинолента сразу вызвала огромный ажиотаж вокруг себя. Но начнем, пожалуй, со съемочного процесса.

Сейчас для нас не возможно представить в роли Штирлица кого-то кроме Вячеслава Тихонова, вот только изначально его кандидатура не рассматривалась. Сценарист «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль разведчика-героя исполнил актер Арчил Гомиашвили, игравший Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Еще приглашали Олега Стриженова, однако он не захотел оставить на три года игру во МХАТе ради съемок в кино. Тихонов попал в фильм случайно — его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой. Сначала она не хотела его брать на эту роль, но после прослушивания изменила свое решение.

Несмотря на то, что Штирлиц никогда не существовал в реальности, есть легенда, что его прототипом стал заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах, кодовый номер — А201). Тем не менее леман работал на СССР по собственной инициативе, его не вербовали. Известно, что Леман долгое время числился на хорошем счету у Гитлера и даже был награжден портретом фюрера с автографом. След Лемана обрывается в 42-м, когда гестапо орестовали его без формулировки обвинения. И хоть Вилли Леман погиб, Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны» открытым.

Изначально в фильме не должна была показываться жена Штирлица, но благодаря инициативе Вячеслава Тихонова сценарий был изменен. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что подобная сцена добавит картине драматизма.

На роль жены полковника Исаева пробовались Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, но Лиознова посчитала их кандидатуры неподходящими. В конце Светличная прошла на роль влюбленной в Штирлица немки Габи и всеже она еще долго жалела, что ей не удалось получить именно ту заветную роль. Несмотря на это ее исполнение Габи высоко оценили и зрители, и критики, отмечавшие большой драматический талант актрисы. Кстати, в эпизоде свидания Исаева с женой должен был быть маленький ребенок — сын полковника, которого он увидел впервые в жизни. Однако прямо во время съемок Лиознова скомандовала убрать ребенка, оставив Штирлица с женой тет-а-тет. Она рассудила, что, если в кадре появится ребенок, это добавит и без того перегруженной эмоциями встрече лишней сентиментальности, к тому же все внимание перейдет со взрослых на ребенка, который своей очаровательностью сведет на нет игру Тихонова и Шашковой.

Агенты КГБ, которые консультировали съемочную группу позже, признавались, что несмотря на то, что им и понравился эпизод встречи Исаева с женой, что в нем мало достоверности. Настоящая жена разведчика понимала бы, в каких условиях проходит ее свидание с мужем и потому никогда бы не позволила себе проявить какие-либо «подозрительные» эмоции. Кстати, «заказчиком» фильма были Комитет государственной безопасности и лично Юрий Андропов, но об этом в титрах, естественно, не упоминается

Погоня создателей за исторической достоверностью в фильме привела к весьма забавной истории. После того как все кадры с немецкой армией были отсняты, консультант, пробежавшись взглядом по именам в титрах, заметил, что практически все воины СС — евреи и у всех «немцев» еврейская внешность. Поэтому в срочном порядке из Эстонии приехали пятьдесят белокурых-голубоглазых курсантов-пограничников, которые и стали теми самыми воинами СС, что мы видим в фильме.

В сцене, где Штирлиц раскладывает на столе спички, мы видим руки не самого Вячеслава Тихонова, а Феликса Ростоцкого, работавшего на съемках художником. Причина такой странной замены в том, что на тыльной стороне руки Тихонова была внушительная чернильная татуировка «СЛАВА», которую тот сделал еще в юности и убрать которую не смог ни один гриммер. В то же время шифровки за профессора Плейшнера писал все тот же Ростоцкий. И все из-за почерка актера – писал он, как шутила Лиознова, как курица лапой.

Необошлось на съемках и без курьезных случаев. Например, Вячеслава Тихонова жители Восточного Берлина чуть не сдали в полицию. Актер, торопясь на съемки, решил съэкономить время и переодеться в форму СС прямо в номере гостиницы. Но стоило актеру показаться на улице, как его стали окружать негодующие люди, принявшие его за фашиста. Спасло Тихонова лишь то, что из-за его опоздания за ним выслали ассистентов режиссера, которые с трудом отбили того от рук негодующей общественности.

А вот еще один интересный момент, связанный с сериалом. Поклонником фильма «Семнадцать мгновений весны» был кубинский лидер Фидель Кастро, который познакомился с лентой весьма неожиданным образом. Он стал замечать, что несколько высокопоставленных чиновников раз за разом отпрашиваются с заседаний и сбегают домой. Когда он спросил у них напрямую, в чем же дело, ему объяснили, что все дело в советском телефильме о разведчике, работающем под прикрытием в фашистской Германии: ленту показывают без повтора в определенное время. Тогда Кастро, пользуясь связями, запросил у СССР копию кинофильма о Штирлице и устроил коллективный просмотр «Семнадцать мгновений весны» для всех членов правительства: все 12 серий были показаны за один вечер, в общей сложности это заняло 14 часов.

Публикация относится к тематической подборке: «Кино СССР»

В данной подборке вы узнаете много интересных фактов как о самых известных фильмах времён Советского союза, так и о тех, о которых почти никто не знает...

Понравилась публикация? Поделись ей с друзьями!

Понравился сайт? Подпишьсь на нас в соцсетях!

Мы в Telegram Мы Вконтакте Мы в Твиттер Мы на фейсбук Мы в одноклассниках
Загрузка рекомендуемых публикаций