Qbik-club
Дата публикации:01.02.21 12:03;Автор:Александра Сиднева;Теги:, ;

Звезда пленительного счастья

Премьера двухсерийной киноленты «Звезда пленительного счастья» состоялась 10 ноября 1975 года, а в прокат лента вышла в декабре этого же года. Ее выход был приурочен к 150-летию восстания декабристов. Так давай те же узнаем, что творилось за кулисами этого легендарного фильма…

Звезда пленительного счастья

К съемке фильма «Звезда пленительного счастья» Владимир мотыль приступил после вынужденного перерыва. Несмотря на то, что «Белое солнце пустыни», с триумфом прошло по экранам страны, режиссеру пять лет не давали снимать. Но и после того, как в Госкино дали «добро» на съемки фильма о декабристах, трудности не закончились. Мотыль, Осенский и Захаров неоднократно переписывали сценарий для фильма, но его все равно не хотели принимать, опасаясь того, что в нем зрители увидят параллели с советской действительностью. Когда же сценарий, все-таки, был принят, оказалось, что на финансирование двухсерийной исторической костюмной ленты выделили не три с половиной миллиона рублей, как полагалось по смете, а лишь половину. «Мне мешали ужасно. Били экономически. Дали лишь 1,5 миллиона. За эти деньги невозможно снять и полкартины. Надеялись, что я откажусь. А я не отказался и стал снимать», — вспоминал в одном из своих интервью Владимир Мотыль. Несмотря на явное сопротивление со стороны киноначальства, Мотылю удалось снять картину, любимую уже несколькими поколениями зрителей. Основной формулой успеха картины стали: качественно подобранные актеры, романтический сюжет и рассказ об одном из самых героических и драматических моментов русской истории.

В 70-е годы польская Эва Шикульска пользовалась популярностью и к своим 23-м успела сняться в 2-х десятках фильмов. Режисер никак не мог подобрать актрису на роль юной модистки. Ему нужна была девушка с небольшим акцентом и европейским типом внешности. На примете были француженки Ани Дюпре и Доминик Санда, но они были заняты и не могли прилететь на пробы, поэтому режиссер начал поиск красавицы на роль модистки в дружественных странах и таки нашел. Мотыль встретил Эву на съемках фильма «земля обетованная» и сразу же предложил ей роль. Дерзкая, обаятельная и бескомпромиссная — такой должна была быть возлюбленная декабриста и Шикульска полностью справилась с этой ролью. В интервью эва вспоминает: «Мы с Мотылем придумывали какие-то безумные сцены. То он по коридорам меня тащил, то я садилась в лужу в припадке безрассудства. Он всегда меня спрашивал, согласна ли я и я всегда соглашалась, он ведь предлагал гениальные вещи». После съемок в картине «звезда пленительного счастья» карьера актрисы пошла вверх и ее стали приглашать к себе в картины и другие известные режиссеры. Все 66 лет своей жизни актриса прожила в Польше. Работала в театре и снималась в кино.

Роль Игоря Косталевского в фильме о декабристах и подвиге их жен была первой его ролью в большом кино. Костолевский вспоминает, что уверенно чувствовать себя в кадре ему помогала партнерша. В роль романтичного кавалергарда актер вжился не сразу. Прочитав сценарий, Косталевский сразу испугался и хотел отказаться от роли. Руководство киностудии, в принципе, было не против такого поворота событий, так как из-за своей неопытности не внушал им доверия, плюс актер не умел ездить на лошади и не владел французским. Но Мотыль отстоял Костолевского и переубедил самого актера. Игорь Матвеевич вспоминает: «Он мне сказал, это вот как бы твой Аустерлиц. Ты можешь все проиграть, а можешь выиграть — все зависит от тебя. После этих слов я пошел в спортивную школу, я учился ездить на лошади, учился говорить по французки».

С тех пор прошло 40 лет, а актер до сих пор с теплотой вспоминает своего наставника и друга — Владимира Мотыля. Косталевский рассказывает, что все актеры считали Мотыля героем не меньшим, чем декабристы. Звезду пленительного счастья он снимал с давлением 70/50, перед каждым съемочным днем выпивая по бутылке боярышника. Из-за давления у него часто шла носом кровь и ему приходилось делать уколы прямо в позвоночник, тем не менее он даже не думал останавливать съемки. Наталья Бондарчук, снявшаяся в роли княгини Волконской, вспоминает, что Мотыль был очень дотошным и педантичным. Из-за неправильного расположения ордена на мундире он мог заставить переснимать всю сцену. Но именно он заложил в ней любовь к истории золотого века и она стала снимать фильмы о Пушкине, Гоголе и других великих писателях. А с копией знаменитого кольца Пушкина она не расстается с середины 70-х. Оригинал этого кольца был подарен Пушкиным княгине Волконской.

Роль российского царя Василий Ливанов получил благодаря своему другу и коллеге, Стриженову, который играл князя Волконского. Кстати, до этого Николая первого играл отец Василия Ливанова — Борис Ливанов. Василий Ливанов рассказывает, что роль Николая первого произвела на него неизгладимое впечатление. А однажды отличная игра Ливанова спасла всю киноленту. Снимая в Эрмитаже, Мотыль не уложился в сроки и когда пришлось идти на поклон к директору Эрмитажа, режиссер взял с собой для поддержки Ливанова. Уговоры на директора музея не действовали, однако, когда его попросил Ливанов, одетый в костюм царя, директор ответил, что не посмеет отказать государю в его же доме.

Хотя не обходилось на съемках и без курьезных случаев, например, Игорь Косталевский отлично помнит, как однажды просидел 4 часа в кандалах, прикованный к стене из-за того, что его забыли на съемках. Когда начилась съемка он настолько замерз, что не смог прочитать свой текст. Молодой актер решил, что это конец и от бессилья заплакал, однако потом оказалось, что этот эпизод стал одним из лучших в фильме. А Алексей Баталов рассказывал, что на съемках все вышло так же как во время реальной казни декабриста. Шпага оказалась плохо подпилена и по лику актера в кадре текла настоящая кровь.

Однако, для того, чтобы мелодрама граничила с драмой и трагедией, режиссеру был необходим пессимистический конец. И Мотыль сумел его провести. Получив отказ на сценарий в Москве, он приехал в Ленинград, где всегда любили декабристов. «Ленфильм» был напрямую связан со Смольным. Мотыль вспоминает: «Я отправился в логово. И здесь мне крупно повезло: заведующий отделом кино в Смольном был Евгений Афанасьевич Лешко, человек высокой культуры, поклонник моих картин, а самое главное, он, как и я, закончил истфак. И вот он-то взялся протащить сценарий через цензуру Смольного, подсунул его секретарю обкома Кругловой в удачное время. Она прочла и «Ленфильм» принял сценарий к постановке. Но конечно у Госкино как всегда были поползновения что-то вырезать. Тут огромную помощь оказала Милица Васильевна Нечкина, член ЦК КПСС, преподаватель ВПШ, где учились многие партруководители, в частности, Министр кинематографии. Ее записка с одобрением фильма возымела действие».

Публикация относится к тематической подборке: «Кино СССР»

В данной подборке вы узнаете много интересных фактов как о самых известных фильмах времён Советского союза, так и о тех, о которых почти никто не знает...

Понравилась публикация? Поделись ей с друзьями!

Понравился сайт? Подпишьсь на нас в соцсетях!

Мы в TelegramМы ВконтактеМы в ТвиттерМы на фейсбукМы в одноклассниках
Опубликовать
Загрузка рекомендуемых публикаций